Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ МОЛДОВЫ
ТАЛАНТ ПРИМАРА ИЛИ ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ТРУДОМ
Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю.
И.А Бунин. Рассказ «Бернар» 1952 г.
Данная статья посвящена одному из замечательных людей Молдовы — примару села Штефанешты Флорештского района Семёну Степановичу Здрагушу. Однако прежде чем рассказать о его жизни, следует познакомить читателей с историей его родного села, ведь любой талантливый человек рождается и становится таковым не сам по себе, а благодаря окружающим его людям и среде.
Село Штефанешты расположено в двадцати восьми километрах от города Флорешты и в 106 километрах от Кишинёва. Первое документальное упоминание о нём датируется 1836 годом. Село расположено на берегу реки Реут, притока Днестра. Реут — самая большая внутренняя река протяжённостью 286 километров и одна из древнейших молдавских рек, возраст которой несколько миллионов лет и сравним с возрастом Днестра и Прута. Глядя на карту, видим, что первую часть своего пути река проделывает практически вертикально с севера на юг, а затем дважды меняет направление — возле городов Бельцы и Флорешты и впадает в Днестр возле села Устье Оргеевского района. Живописные долины реки и особенно известняковые ущелья и каньоны, которые она образует на своём пути, являются природной достопримечательностью страны и привлекают множество туристов — любителей экотуризма. В окрестностях сёл Рошиетичь и Рогожень узкое русло реки извивается в известняковых скалах в настоящем каньоне, окружённом живописной природой. На реке есть много плавней, большая часть которых, правда, из-за падения уровня реки осушены. Между г. Флорешты и с. Казанешты Реут также проходит через известняковые скалы, образуя глубокие и узкие ущелья. В долине реки здесь выращивают овощи и кормовые культуры, водоплавающую птицу. Реут также используют для орошения. Река издавна притягивала к себе людей, в том числе и из-за плодородных земель её берегов и долин. Начиная от истока в селе Редю-Маре Дондюшанского района тянулись вереницы поселений наших предков: палеолита, Трипольской культуры, культуры Ноуа и т.д. вплоть до наших дней. Неподалёку от села Штефанешты расположены сёла Чутулешты и Кашунка. Село Кашунка было основано в 1840 г. Изначально оно называлось Кассовка в честь его основателя потомственного дворянина греческого происхождения Стефана Кассо, внук которого Лев Аристидович Кассо был известным российским юристом, автором первого в России учебника по земельному праву и министром Народного просвещения России в 1910–1914 гг(1). Штефанешты также принадлежали имению Стефана Кассо. Что касается советского периода истории села, следует рассказать о председателе колхоза имени С.М. Кирова в 1970–1980 гг. Ионе Семёновиче Армашу, под руководством которого колхоз был миллионером и среди лучших во Флорештском районе. Будучи хорошим организатором, собрал вокруг себя команду людей, понимавших его с полуслова, обеспечивавших высокую психологическую дисциплину и умевших экономить народные средства. В районе И. С. Армашу уважали за умение ставить перед собой конкретные цели и добиваться замечательных результатов. Ион Семёнович принадлежал к сильным натурам: ему приходилось выдерживать сильнейшие удары жизни, после которых он находил в себе силы подняться и работать дальше. За годы его работы в Штефанештах было сделано многое, в том числе для образовательной и культурной жизни села: построена школа, Дом культуры, «Аллея классиков» и установлен памятник С. М. Кирову(2). Благодаря колхозу и И. С. Армашу в селе была заасфальтирована центральная дорога; также был заасфальтирован четырёхкилометровый участок дороги от села до трассы Кишинёв-Сороки. Сейчас всё это не только сохранилось в хорошем состоянии, но и улучшило свой вид. Жители села помнят и ценят заслуги председателя. Не случайно две центральные улицы Штефанешт названы в честь Штефана чел Маре и Иона Семёновича Армашу.
Такова небольшая предыстория села, о которой мы рассказали выше, чтобы лучше понять место, в котором родился, вырос и начал работать Семён Степанович Здрагуш. Теперь расскажем о нём самом. Родился он 12 марта 1970 г. в семье колхозников Степана и Евгении Здрагуш. Кроме Степана Семёновича, в семье было ещё двое старших детей: брат Борис и сестра Раиса. У них было непростое детство. Родители работали в табачной бригаде колхоза. Выращивание табака — трудоёмкий процесс. Весной работники бригады нуждались в помощи своих детей для прополки табака, а потом летом дети помогали с его уборкой. Нужно было вставать в четыре часа утра, когда прохладно и ещё есть роса и табак легко рвётся и ломается. До восьми-девяти часов утра родители с детьми срывали листья табака и затем грузили их на машину, которая отвозила их в колхозные шалаши-сушилки, где нужно было с помощью длинных игл нанизывать на нити и завязать на железных прутьях все нарванные листья. Листья табака выделяют смолу, поэтому все руки у работников к вечеру становились липкими и чёрными. Так проходил день. На следующий день всё повторялось. И так целую неделю. За летний сезон проходило три?четыре ломки табака. А поздней осенью высушенный табак нужно было на подвижной ленте распределить по сортам в зависимости от качества табачных листьев. Всё это происходило с утра до поздней ночи при сильном шуме моторов и в табачной пыли. На сортировку табака уходило несколько дней. В таком труде и становился характер будущего руководителя села, вырабатывались терпение, усидчивость и выдержка. Семён видел, как тяжело трудятся его родители, его односельчане, и, наверное, уже тогда задумывался над тем, чтобы их жизнь в селе стала лучше и легче.
Дом С. С. Здрагуша
Летом между ломками табака был перерыв в две недели, когда табак подрастал, и в это свободное время мальчишки немного отдыхали. Семён с детства любил играть в футбол и спорт вообще. Родительский дом был недалеко от Реута. Несколько минут ходьбы, и ты уже на месте старого разобранного моста на Старые Проданешты. В этом месте река глубокая, и Семён с друзьями купался здесь в тёплые дни. Слева от моста, на противоположном берегу от села Проданешты наверху на скалах до сих пор красуется сосновый бор, где осенью можно собирать маслята. Внизу в долине реки сейчас ещё сохранилась небольшая тополиная роща, где отдыхают взрослые и дети(3). Воздух в этом месте очень чистый, и дышится легко. Сосна и тополь очень хорошо насыщают воздух кислородом.
Во дворе дома
Во время учёбы в школе Семён проявлял лидерские качества, принимая активное участие во внеклассных школьных мероприятиях. По окончании школы в 1987 г. поступил в Кишинёвский Педагогический институт им. Иона Крянгэ на факультет физического воспитания. После окончания первого курса был призван в армию и направлен в город Наро-Фоминск Московской области. Полтора года службы в Советской армии прошли быстро, и, вернувшись в Кишинёв, Семён продолжил учёбу в институте. Летом 1991 г. он женился на Людмиле Морару из соседнего села Капрешты, а в 1993 г. вернулся в родное село. Непростое это было время: экономический кризис, денежная реформа, задержка зарплат и пенсий, электричество подавалось лишь в определённые часы. Официально трудоустроился Семён лишь в 1999 г. в примарии специалистом по проблемам молодёжи и спорта(4). В 2001 г. стал вице-примаром и активно включился в работу примарии родного села. В 2003 г. Семён Степанович первый раз баллотировался на должность примара Штефанешт и Старых Проданешт, которые образуют коммуну, и был избран большинством односельчан. Люди поверили ему, и он оправдал их доверие, посвятив этой работе всё своё время, всю свою энергию и талант. На протяжении четырнадцати лет работы на этом посту у него не было ни выходных, ни отпуска — он был всегда рядом с людьми. Он постоянно искал способы улучшения уровнй жизни сельчан, проявляя при этом глубокую интуицию и стратегическое мышление. Всю жизнь он старался делать добрые дела и быть достойным доверия своих односельчан, но никогда не давал пустых обещаний и говорил и обещал только то, что мог выполнить. У него было желание сделать так, чтобы родители и дети могли жить вместе в родном селе, чтобы молодёжь не уезжала из села, поэтому всё, что он делал и успел сделать, было направлено на развитие села, чтобы сельчане чувствовали, что можно жить достойно по-человечески, не уезжая за границу или в город,
Вот главные из его добрых дел за четырнадцать лет работы.
Во-первых, был спроектирован и установлен водопровод в селе, протяжённостью двенадцать километров. Следует отметить, что на эту работу было потрачено много лет упорного труда, а в год открытия было засушливое лето. Воды в колодцах было очень мало, село достаточно большое, и расход боды на полив и другие нужды также был большой. Напряжение в селе нарастало, но в этой ситуации примар проявил выдержку, настойчивость и принципиальность, объявив всем жителям, что водопровод заработает только тогда, когда все жители села установят у себя во дворе водяные счётчики. Многие люди поначалу не соглашались, но в итоге это было сделано, и водопровод заработал каждом дворе!
Во-вторых, было проведено освещение улиц в с. Штефанешты и Старые Проданешты.
В-третьих, был проведён ремонт детского сада «Андриеш»: поставлены новые окна, крыша, установлена котельная на биотопливе, забор и детская игровая площадка. Директором детского сада была его жена Людмила Здрагуш, которая также много сил вложила в эту работу. Все эти годы она была его верным помощником, советчиком и деловым партнёром. В этом союзе рождались новые идеи по улучшению жизни сельчан, воплотившиеся в жизнь. После ухода Семёна Степановича Людмила Здрагуш достойно продолжает дела супруга и руководит примарией коммуны.
Детский сад
В-четвертых, в Штефанештах был произведён капитальный ремонт крыши Дома культуры и установлены новые окна, приобретена музыкальная аппаратура и создан зал для дискотеки. А в Доме Культуры Старых Проданешт был произведён внутренний и внешний ремонт, установлен забор, новые окна и приобретена музыкальная аппаратура.
Дом культуры
В-пятых, была установлена отопительная система и освещение в сельской церкви «Рождества Богородицы», которая находится в центре села рядом с лицеем и Домом культуры.
В-шестых, был проведён капитальный ремонт спортивного зала в теоретическом лицее Штефанешт. Следует отметить, что волейбольная команда лицея (мальчики и девочки) является одной из лучших во Флорештском районе. Для нужд лицея также был приобретён автобус «Мерседес» для перевозки детей из Старых Проданешт, которым далеко добираться пешком.
В-седьмых, был проведён ремонт и обустройство сельских дорог, капитальный ремонт мостов в Старых Проданештах.
В-восьмых, было произведено обустройство кладбища Штефанешт, которое недалеко от центра села: ремонт забора и вырубка дикой сирени. Забор выложен из камня, привезённого с Реута(5). Сейчас забор залит сверху бетоном.
В-девятых, был проведён внутренний и внешний ремонт здания примарии.
В-десятых, в центре села был разбит парк: посажены деревья, построен забор, выложена дорожка из плитки к памятнику воинам Великой Отечественной Войны, поставлены скамейки и фонари. Сейчас деревья, среди которых много лип и клёнов, уже подросли, и, проходя по нему, чувствуешь, что здесь вложены не только большие деньги, но и душа. Это дань уважения предкам — воинам села, погибшим в Великой Отечественной войне, это место, где жители могут отдохнуть, пообщаться, поделиться новостями, и, наконец, это замечательный уголок природы: весной в почках и листьях закипает жизнь, летом пьянит цвет липы, а осенью пёстрая палитра листьев то веселит в ясный день, то наводит на думы в пасмурный.
Памятник Кирову.
В-одиннадцатых, был проведён капитальный ремонт «Аллеи классиков» на территории лицея: были выложены дорожки из плитки, установлены фонари и посажены цветы. В «Аллее классиков» Штефанешт находятся четыре бюста: М. Эминеску, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и И. Крянгэ. «Аллея классиков», более полная, есть в Кишинёве, но для села это весьма необычно, и во Флорештском районе такой больше нет(6). На бюстах указаны не только года, но дни рождения и смерти. Скульптуры выполнены хорошим мастером. Такое ощущение, что ты находишься не в селе, а в центре маленького городка или посёлка(7). Как важно, что такая аллея находится в глубинке, в молдавском селе! И её не только сохранили до наших дней, но и обустроили, облагородили. Радостно на душе, когда понимаешь, что воспитание подрастающего поколения происходит прямо здесь на улице. Каждый раз, направляясь в лицей или покидая его, ребёнок видит эти лица и имена, которые глубоко укореняются в его подсознании, и как важно, что эти имена идут вместе: М. Эминеску и М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и И. Крянгэ! История и культура двух братских народов — русского и молдавского — неразрывно связаны(8).
Аллея классиков.
М. Эминеску
Памятник Лермонтову М.Ю.
Памятник Пушкину А.С.
К глубокому прискорбию, Семён Степанович скончался на сорок восьмом году жизни от болезни печени. 26 августа 2017 года буквально всё село пришло попрощаться с ним, провести в последний путь. Были люди из других сёл, примары, всё руководство района и простые люди. Вся дорога на кладбище была усыпана цветами, и во всём, что происходило в тот день, чувствовалось то глубокое уважение, которое люди проявляли к этому человеку, который на протяжении четырнадцати лет честно и добросовестно исполнял свой скромный долг сельского примара.
Сегодня на арке при въезде в село нас по-прежнему встречает плакат с надписью «Nu-ti uita bastina», что в переводе означает «Не забывай Родину». Эти слова, которые так были дороги Семёну Степановичу, обращены не только к жителям Штефанешт, но и ко всем жителям Молдовы. Дай Бог, чтобы у нас в стране было больше таких людей, которым дорога Родина и которые готовы честно и добросовестно трудиться ради её блага и блага её народа. Ведь, по сути, на таких людях она и держится, держится самосознание народа, что гениально выразил в поэтических строках А. С. Пушкин:
Два чувства дивно бли?зки нам. |
Самостоянье человека, |
В.М. Трифонов,
учитель русского языка и
литературы села Проданешты.
1. Л.А. Кассо родился в Париже, где окончил лицей Кондорсе, а затем парижскую Школу Права, где получил диплом бакалавра. Продолжил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах Германии. В последнем защитил докторскую диссертацию. Вернувшись в Россию, преподавал право в Дерптском (Юрьевском), Харьковском и Московском университетах. Кроме этого, в 1893 году Кассо был избран в почётные мировые судьи на трёхлетний срок земским собранием Сорокского уезда Бессарабской губернии, где находились его родовые имения. Находясь на посту Министра Народного Просвещения России, быстро вступил в конфликт с либеральными общественными деятелями, будучи убеждённым сторонником консервативной, охранительной политики в образовательной сфере. Период министерства Кассо характеризуется реакционными действиями, призванными ограничить либеральные уступки, сделанные в годы революции 1905–1907 годов. Находился на посту министра до самой смерти. По сообщениям прессы, 25 июля 1914 года находившийся в Германии Л. А. Кассо был на вокзале избит толпой немецких обывателей по случаю начала Первой мировой войны. Скончался в Петрограде 26 ноября (9 декабря) 1914 года. Согласно завещанию, был похоронен в родовом имении в селе Чутулешты Сорокского уезда. По словам профессора В. А. Удинцева, Кассо принадлежал к лучшим русским юристам: «Своими научными вкусами и методами разработки юридических тем он возвращает нас к прошлым временам оживления интереса к отечественному праву. Его монографии напоминают нам диссертации старых юристов, уступающих Л. А. Кассо в отношении материала, метода и изящества построений, но, несомненно, усвоенных им в качестве элемента образования и служивших образцами при изучении родного права».
2. С.М. Киров (Костриков) — русский революционер, советский государственный и политический деятель.
3. Когда-то рядом с новым мостом в направлении на Старые Проданешты была большая тополиная роща, где люди отдыхали в выходные дни. К сожалению, от неё не осталось ни одного дерева.
4. Получается, что он не мог устроиться на работу по специальности в родной школе.
5. Когда-то сельчане добывали камень в местном карьере, грузили его сами на телеги, и лошади тянули тяжёлый груз наверх по крутому подъёму в село. Местные каменщики строили всё своими руками: дома, погреба, сараи и заборы. Когда сегодня проходишь по улицам села, видишь эти каменные заборы, выложенные мастерами ещё лет 50–80 назад, без бетона, просто камень на камне. Если спуститься вниз к Реуту, то таких старинных строений становится больше…
6. «Аллея классиков» и памятник С.М. Кирову создавались в советское время, когда колхозом руководил И. С. Армашу.
7. В 1960–80 гг. таким посёлком во Флорештском районе был теперешний «город» Гиндешты, который тогда назывался посёлок Ленинский. В нём работал сахарный завод, у всех людей была работа. Посёлок рос и развивался, людям было в нём уютно. После развала СССР сахарный завод закрылся, жизнь людей ухудшилась, многие покинули родные места.
8. Фотографии «Аллеи классиков» и других упомянутых в статье мест помещены в электронной версии журнала, размещённой на сайте www. planeta-curata.com. – Прим. Ред.